Смерть.
Смерть смерти – рознь.
Есть люди, чья смерть не заставляет страдать. Уход из жизни таких людей воспринимаешь безболезненно естественно. Объясняешь это тем, что жизнь любого человека конечна, и вот этого конкретного человека жизнь закончилась. И точка. И твоя дальнейшая жизнь продолжает течь по тому же сценарию, как и раньше, до смерти этого умершего человека.
А есть другие люди. Их уход не вмещается в понимание конечности бытия. Их уход отрицается сознанием. Их смерть вызывает в голове бунт.
Эти другие люди оказываются очень значимыми людьми в жизни человека, столкнувшегося с утратой.
Эти значимые люди забирают с собой что-то такое, без чего человек остается, как в вакууме.
После ухода таких значимых людей говорят: «Без него мир стал пустой для меня».
И человек начинает страдать — горевать, плакать, переживать скорбь потери, отрицать ее и даже ненавидеть того, кто умер: каждый начинает страдать по-своему. И человеку безразлично, какие стадии горевания с точки зрения психологии существуют, и на какой стадии он находится сейчас.
«Мир стал пустым для меня», – это все, что он знает и чувствует.
Моя подруга похоронила маму. Мама была для нее тем человеком, с кем всегда было светло и надежно. У мамы всегда находилось доброе слово, когда на сердце скребли кошки в моменты разочарований, у мамы всегда находилось «пять рублей» про запас, когда дочери не хватало на новые проекты, у мамы всегда находилось время на «вдруг неожиданно на голову свалившуюся без предупреждения гостью-дочь». Мама никогда ничего не просила взамен, она не говорила что хорошо, а что плохо, она не наставляла, и не ругала, она только дарила дочери свою спокойную стабильную всегда доступную и никогда неиссякаемую любовь, которая выражалась в БЕЗУСЛОВНОМ ПРИНЯТИИ. И вдруг мама ушла… С ней ушли свет и надежность, и с ней ушло БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ в жизни моей подруги… Пустота возникла вокруг нее.
Моя знакомая похоронила отца. Отец был для нее тем человеком, к которому она приходила, когда было совсем плохо. А он всегда встречал ее взглядом. Этот взгляд она запомнила навсегда – взгляд, который говорил о том, что все у нее будет хорошо. Знакомая никогда толком в жизни и не расстраивалась, и не отчаивалась, потому что с раннего детства первым делом при любых неприятностях она бежала к папе для того, чтобы опереться на его взгляд. Еще до произносимых им успокаивающих медленных тихих слов: «Все наладится, дочка», — моя знакомая видела в папиных глазах все, что ей нужно было знать. Знать для того, чтобы уверенно жить дальше. И вдруг папа умер. Внезапно, от инфаркта, ничего не объясняя. А с ним умерла ОПОРА, которая была надежным посохом в жизни моей знакомой… Пустота возникла вокруг нее.
Смерть.
Смерть смерти – рознь.
Людям, которые очень остро переживают боль утраты, которые не могут смириться с невозможностью прежней жизни без значимого человека, свойственна одна общая черта. Они преувеличивают те хорошие, важные для них, черты умершего человека, преувеличивают их до идеализации, растворяя в своей памяти любые намеки на человеческую заурядность, неисключительность, обычность.
То есть людям, чей мир остается пуст без умершего, для чего-то необходимо превозносить, идеализировать умершего человека и его образ.
Для чего?
Для чего идеализировать ушедшего человека? Возможно, это своеобразная защита психики, которая таким образом не дает человеку разрушиться окончательно?
Потому что смерть значимого человека сталкивает нас с огромным страданием.
Это страдание, вся его суть заключается в одном слове — БЕССИЛИЕ.
Страдание заключается в бессилии удержать, продлить, вернуть жизнь тому человеку, который умер. Который при жизни заполнял ЧЕМ-ТО какую-то ОГРОМНУЮ ПУСТОТУ, которая обнажилась после его смерти.
СТРАДАНИЕ ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ ОСТАВШЕГОСЯ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАКРЫТЬ СОБОЙ ЭТУ ПУСТОТУ ПОСЛЕ УТРАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Люди, которые столкнулись с утратой, которые идеализируют умершего человека, не могут осознать, что эта пустота не внешняя. Это их внутренняя пустота – мир вокруг стал пустым, но это имеет прямое отношение к их внутреннему миру.
Бессилие со временем открывает перед человеком осознание того факта, что вместе с умершим значимым человеком утрачивается что-то большее, чем просто сам человек.
Утрачивается не только КТО-ТО, но и ЧТО-ТО -– для кого-то принятие, для кого-то опора, для кого-то безопасность, а для кого-то надежда.
Бессилие подтверждает невозможность вернуть умершего человека, но открывает возможность создать то, что было утрачено в себе самом.
Развить в себе это ЧТО-ТО, что давал значимый человек:
создать способность принимать себя такой, какая есть,
создать собственную уверенность в будущем,
создать внутреннюю надежду на собственные силы,
создать умение понимать других людей.
Смерть.
Нам всем в жизни придется похоронить кого-то, чтобы со временем найти, то, ЧТО было утрачено с ним в своем сердце.
Что же мы утратили с ушедшими от нас людьми?
И чем мы останемся в памяти живущих после нас?
Be the first to comment on "ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УТРАТЫ: «МИР СТАЛ ПУСТЫМ ДЛЯ МЕНЯ»"